Эксперты британского журнала The Economist предложили новый подход к анализу состояния мировой экономики, при котором объем производства в различных странах подгоняется под разницу в ценах.
По мнению журнала, ответы на многие важные макроэкономические вопросы в большой степени зависят от того, как преобразовывается стоимость произведенной в различных странах продукции в единую валюту. Перевод значений валового внутреннего продукта в различных странах в долларовый эквивалент с учетом рыночного валютного курса - заведомо неверный путь. В странах с плохо развитой экономикой цены значительно ниже, таким образом, стоимость долларовых затрат, скажем, в Китае будет намного больше чем в Америке. Более точную картину можно получить, если использовать в качестве индикатора паритет покупательной способности, который принимает во внимание разницу в ценах.
Согласно этой способности, в перспективе валютные курсы должны стремиться к таким значениям, которые бы уравняли цены на идентичные товары потребительской корзины и услуги в любых двух странах, взятых для сравнения. Именно эта идея легла в основу индекса "Биг Мака". Впервые опубликованный в 1986 году, индекс показывает насколько та или иная валюта переоценена или недооценена относительно доллара США. В качестве стандарта для сравнения экспертами был выбран, пожалуй, самый распространенный продукт в мире - "Биг Мак", который по одному и тому же рецепту делают в 120 странах мира.
В первом столбце таблицы указаны местные цены на "Биг Мак", переведенные в долларовый эквивалент в соответствии с текущим валютным курсом. Средняя цена бутерброда "Биг Мак" в четырех американских городах составляет 2,90 доллара (включая налоги). Самая низкая цена на "Биг Мак" зафиксирована на Филиппинах (1,23 доллара), самая высокая - в Кувейте. Другими словами, филиппинское песо на данный момент является самой заниженной валютой в мире, соответственно, кувейтский динар - это самая завышенная валюта.
Во втором столбце представлено соотношение местной цены к стоимости "Биг Мака" в Америке. Например, в Японии "Биг Мак" стоит 262 йены. Если разделить это значение на ценовой показатель "Биг Мака" в Соединенных Штатах (2,90 доллара) и получаем покупательную способность американского доллара относительно японской иены - приблизительно 90. Учитывая то, что курс американского доллара составляет примерно 113 йен, можно предположить, что последняя занижена на 20%. В противоположность японской йене, евро (принимая во внимание среднюю цену на "Биг Мак" в Европе) завышен на 13%. Но, возможно, самое интересное открытие заключается в том, что валюты всех развивающихся стран значительно занижены по сравнению с американским долларом. Китайский юань, о росте которого столько писали в недавнем прошлом, дешевле американской валюты аж на 57%.
Индекс "Биг Мака" не предназначен для того, чтобы делать точные прогнозы. Страны не торгуют "Биг Маками" между собой, как этого требует теория покупательной способности; ценовые показатели искажены за счет разницы в ценах на товары и услуги, не пользующиеся спросом на внешнем рынке (возьмите ту же самую аренду квартир и домов).
С другой стороны, индекс помогает оценить уровень жизни в различных странах. Например, то, что "Биг Мак" стоит дешево в Китае, вовсе не означает, что юань сознательно удерживают ниже его настоящей стоимости. Нет ничего удивительного в том, что средние ценовые показатели в странах с менее развитой экономикой находятся на достаточно низком уровне, а курс их национальной валюты представляется многим заниженным.
Цены на продаваемые товары будут приблизительно такими же, как во многих развитых странах. Но стоимость услуг, не пользующихся спросом на внешнем рынке (например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других трудоемких отраслях), как правило, намного ниже.
Многие считают, что низкие цены обязательно должны подразумевать то, что перевод показателя валового внутреннего продукта в долларовый эквивалент в соответствии с существующим валютным курсом влечет за собой недооценку реального размера экономики страны и материального благосостояния ее граждан. Если валовой внутренний продукт Китая перевести в долларовый эквивалент с использованием индекса "Биг Мака", то в этом случае его значение будет в 2,5 раза превышать показатель, полученный при переводе с использованием официального валютного курса.
Более совершенные критерии оценки покупательной способности, например, те, которые использует в своей работе Международный валютный фонд, предполагают, что разница между реальным и существующим значением покупательной способности различных валют еще больше.
Индекс "Биг Мака" |
№ |
Страна |
Стоимость "Биг Мака", долл. |
Местная цена/цена в США |
Стоимость местной валюты по отношению к долл,, % |
1 |
Кувейт |
7.33 |
0.74 |
153 |
2 |
Исландия |
6.01 |
151 |
107 |
3 |
Норвегия |
5.18 |
12.2 |
79 |
4 |
Швейцария |
4.9 |
2.17 |
69 |
5 |
Дания |
4.46 |
9.57 |
54 |
6 |
Швеция |
3.94 |
10.3 |
36 |
7 |
Иордания |
3.65 |
0.89 |
26 |
8 |
Великобритания |
3.37 |
1.54 |
16 |
9 |
ЕС |
3.28 |
1.06 |
13 |
10 |
США |
2.9 |
|
- |
11 |
Ливан |
2.84 |
1,483 |
-2 |
12 |
Южная Корея |
2.72 |
1103 |
-6 |
13 |
Новая Зеландия |
2.65 |
1.5 |
-8 |
14 |
Коста-Рика |
2.61 |
390 |
-10 |
15 |
Турция |
2.58 |
1,362,069 |
-11 |
16 |
Перу |
2.57 |
3.1 |
-11 |
17 |
Венгрия |
2.52 |
183 |
-13 |
18 |
Словения |
2.42 |
166 |
-17 |
19 |
Хорватия |
2.42 |
5.14 |
-17 |
20 |
Колумбия |
2.35 |
2241 |
-19 |
21 |
Фиджи |
2.35 |
1.47 |
-19 |
22 |
Канада |
2.33 |
1.1 |
-20 |
23 |
Япония |
2.33 |
90.3 |
-20 |
24 |
Аруба |
2.29 |
1.41 |
-21 |
25 |
Австралия |
2.27 |
1.12 |
-22 |
26 |
Эстония |
2.27 |
10.2 |
-22 |
27 |
Литва |
2.26 |
2.24 |
-22 |
28 |
Тайвань |
2.24 |
25.9 |
-23 |
29 |
Никарагуа |
2.19 |
11.9 |
-25 |
30 |
Чили |
2.18 |
483 |
-25 |
31 |
Чехия |
2.13 |
19.5 |
-27 |
32 |
Мексика |
2.08 |
8.28 |
-28 |
33 |
Гватемала |
2.01 |
5.52 |
-31 |
34 |
Латвия |
2 |
0.38 |
-31 |
35 |
Гондурас |
1.98 |
12.4 |
-32 |
36 |
Словакия |
1.98 |
22.8 |
-32 |
37 |
Молдова |
1.93 |
7.93 |
-33 |
38 |
Сингапур |
1.92 |
1.14 |
-34 |
39 |
Грузия |
1.9 |
1.26 |
-34 |
40 |
Пакистан |
1.9 |
37.9 |
-34 |
41 |
Ямайка |
1.88 |
39 |
-35 |
42 |
ЮАР |
1.86 |
4.28 |
-36 |
43 |
Болгария |
1.85 |
1.03 |
-36 |
44 |
Македония |
1.84 |
32.8 |
-36 |
45 |
Индонезия |
1.77 |
5,552 |
-39 |
46 |
Бразилия |
1.7 |
1.86 |
-41 |
47 |
Польша |
1.63 |
2.17 |
-44 |
48 |
Египет |
1.62 |
3.45 |
-44 |
49 |
Гонконг |
1.54 |
4.14 |
-47 |
50 |
Аргентина |
1.48 |
1.5 |
-49 |
51 |
Венесуэла |
1.48 |
1517 |
-49 |
52 |
Россия |
1.45 |
14.5 |
-50 |
53 |
Таиланд |
1.45 |
20.3 |
-50 |
54 |
Шри-Ланка |
1.41 |
48.3 |
-51 |
55 |
Макао |
1.4 |
3.86 |
-52 |
56 |
Беларусь |
1.37 |
1021 |
-53 |
57 |
Украина |
1.36 |
2.5 |
-53 |
58 |
Малайзия |
1.33 |
1.74 |
-54 |
59 |
Доминиканcкая республика |
1.32 |
20.7 |
-54 |
60 |
Китай |
1.26 |
3.59 |
-57 |
61 |
Филиппины |
1.23 |
23.8 |
-57 |
62 |
Уругвай |
1 |
10.3 |
-65 |
63 |
Катар |
0.68 |
0.85 |
-77 |
64 |
ОАЭ |
0.67 |
0.84 |
-77 |
65 |
Саудовская Аравия |
0.64 |
0.81 |
-78 |
66 |
Марокко |
0.26 |
0.82 |
-91 |
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 15 июня 2004, 12:34
|